Все статьи
Советы молодому педагогу
В любом педагогическом коллективе сложилась система отношений, которая представляет собой достаточно инертное, стойкое явление. Прежде, чем пытаться что-то изменить, вспомните об этом и хорошенько подумайте. Примите для себя такую установку: «Какими бы устаревшими и ошибочными не казались мне их взгляды, но те педагоги, которые работали здесь до меня, сформировали свои взгляды под воздействием каких-то неизвестных мне, но, несомненно, важных обстоятельств».
Этот совет актуален потому, что частенько молодые педагоги относятся к деятельности своих коллег слишком критически, ищут у них недостатки, а их критические высказывания в свой адрес склонны отбрасывать и блокировать.
· Вы рискуете остаться в одиночестве, если огульно будете отрицать их профессиональную компетентность и тем самым оскорбите ваших коллег. Будете ли вы нормально чувствовать себя в изоляции, сможете ли противопоставить своё мнение мнению коллектива, переживать дополнительные негативные эмоции? Запомните: не доводят на словах стойкость своих убеждений и последовательность собственной позиции. Пусть ваше дело станет для вас главным критерием. И не спешите с критикой, пока вы не достигли лучших результатов, чем те, кого вы критикуете.
· Внешне невзрачный опыт ваших коллег в действительности может оказаться намного эффективнее, чем вам кажется. Из первого впечатления не стоит делать выводы. Молчаливая, медленная учительница, что избегает острых педагогических дискуссий, может удивительно преображаться в классе, и, не вдаваясь в какие-то новомодные формы добиваться значительных результатов традиционными методами, быть авторитетом для детей.
· Когда вам делают замечание, не становитесь в конфронтацию, даже, если вы считаете замечание необоснованным и несправедливым. Рассмотрите критику со всех сторон. Новичку в каком-то деле, трудно посмотреть на себя со стороны. Может получиться так, что находясь под воздействием обиды, вы всё своё внимание направите на переживание по поводу того, что к вам цепляются несправедливо, и поэтому вы не увидите рационального зерна в замечаниях. С первых дней приучайте себя к тому, что какими бы неприятными казались вам замечания, в них следует отыскать конструктивное предложение.
· Ваши коллеги тоже могут иметь не меньше оснований для претензий к вам. Вы можете обвинить их в холодности, отсутствии интереса к вам и вашей жизни, нежелании принять вас в свой коллектив, нетактичности. Коллеги могут предъявить нередко полностью справедливые претензии к таким вашим качествам, как нетактичность, недостаточная общительность, не самокритичность, непоследовательность действий, эмоции и поведение, неумение контролировать свои чувства, безразличие к школьным проблемам, неуравновешенность. И не секрет, что именно эти качества свойственны молодым педагогам.
Ваше реальное положение, ваш авторитет являются критерием социально-психологической адаптации в педагогическом коллективе. Кроме того, критерий адаптации – это ещё и отражение вашего реального положения в коллективе в вашем сознании: удовлетворенность, чувство полноправия, низкий уровень конфликтности, ответственность, уверенность в своих действиях. А это означает, что на ваш психологический комфорт влияет ещё и ваша склонность к оценкам определенной модальности (позитивных или негативных).
К примеру, степень вашей удовлетворенности будет зависеть как от реального состояния дел в коллективе, так и от вашей предыдущей позиции: чем выше был уровень требований, тем меньше реальное место работы сможет удовлетворить ваши ожидания. Поэтому следует проанализировать, что было в вашем отношении к работе нафантазировано, идеализировано, нет ли у вас нереально завышенного уровня домогательств, насколько сами вы настроены на взаимодействие. Для проверки последнего параметра есть ряд методик.
Если после отработки какого-то времени в коллективе вы окончательно убедились, что ваши взгляды на сущность профессиональной деятельности имеют принципиальное расхождение с взглядами коллег, то не стоит становиться в позу "непризнанного борца за справедливость". Ситуацию это не изменит, а вот усилить негативное к вам отношение со стороны оппонентов может. Теперь проанализируйте два возможных варианта развития событий:
1) Вы решаете, что вам не следует оставаться в этой школе и хотите перейти в другую. От поспешных действий вас может предостеречь одно меткое высказывание: "Место, на которое мы хотим перейти, - это самое частое место, из которого кто-то пошел перед нами". Вы точно уверены, что на новой работе с вашей бескомпромиссностью отношения с коллегами наладятся? Очень вероятно, что в новом коллективе всё опять повториться. Может лучше попробовать наладить отношения в этом коллективе, хотя бы ради детей, к которым вы уже привыкли?
2) Вы решаете остаться, но понимаете, что у вас нет единомышленников, поэтому стремительный взлёт в вашем коллективе невозможен. Но если вы желаете добиться улучшения взглядов ваших коллег, то следует отказаться от "кавалерийской атаки" и избрать путь кропотливого, тщательно продуманного влияния.
Прежде, чем начать работу над собой, нужно чётко определиться, чего именно вы хотите достичь:
· Чтобы никто не мешал вам работать именно так, как вы считаете нужным, не навязывая вам свои методы, не вмешиваясь в ваши отношения с детьми;
· Чтобы учитывали ваше мнение, видели в вас самостоятельную, зрелую личность;
· Чтобы педагогические действия и взгляды ваших коллег больше соответствовали тому идеалу педагогической деятельности, который вы считаете самым лучшим.
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. ППК им. Н. Г. Славянова | 30 |
2. ППК № 4 | 29 |
3. ПАТ им. А. Д. Швецова | 29 |
4. ПФЭК | 11 |
5. ПХТТ | 11 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. СОШ № 140 | 13 |
2. Гимназия № 17 | 11 |
3. СОШ № 2 | 9 |
4. СОШ № 146 | 7 |
5. Гимназия № 4 | 6 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Антошка | 57 |
2. Пермячок | 17 |
3. Детский сад № 103 | 16 |
4. Беби-Лайф | 14 |
5. Наша Няня | 14 |
Комментарии